Как пройти СМИЛ с нужным результатом

Тест СМИЛ (адаптированная версия известного американского опросника MMPI) довольно популярен, несмотря на все свои недостатки, и используется в процедурах профессионального отбора, клинической практике и ещё много где. 

У вас может возникнуть задача пройти его с заранее нужными результатами, например, если вам требуется пройти психологическое тестирование в компании при смене должности. 

В рамках этого поста я постараюсь рассказать о том, какие есть способы это сделать, а также поделюсь ключами к тесту, оформленными в удобном для работы виде. 

В чём сложность подбора ответов для СМИЛа 

Основная сложность в том, что он очень длинный (566 вопросов) и в том, что один ответ может влиять сразу на несколько шкал. Это существенно затрудняет подбор вручную. 

Так, например, если вы ответите положительно на утверждение 32 «Я замечаю, что мне трудно стало сосредоточиться на определенной задаче или работе», повысятся значения по шкалам 0 («Социальной интроверсии»), 2 («Пессимистичности»), 3 («Эмоциональной лабильности»), 4 («Импульсивности»), 7 («Тревожности»), 8 («Индивидуалистичности»). 

Причём подъём значений по этим шкалам будет разным по величине (за счёт различия коэффициентов в формуле пересчёта сырых баллов в T-баллы). Такая высокая связность осложняет подгонку ответов СМИЛ под нужный результат. 

Вторым моментом, который нужно принимать во внимание, следует назвать шкалы достоверности. Ответы на многие вопросы влияют на их значения, например, на шкалу F («Достоверности»), с которой часто возникают проблемы, влияют ответы на следующие утверждения: 

Если вы отвечаете «Верно»: 14, 23, 27, 31, 33, 34, 35, 40, 42, 48, 49, 50, 53, 56, 66, 85, 121, 123, 139, 146, 151, 156, 168, 184, 197, 200, 202, 205, 206, 209, 210, 211, 215, 218, 227, 245, 246, 247, 252, 256, 269, 275, 286, 291, 293.

Если вы отвечаете «Неверно»: 17, 20, 54, 65, 75, 83, 112, 113, 115, 164, 169, 177, 185, 196, 199, 220, 257, 258, 272, 276.

Соответственно, когда вы будете подбирать ответы на эти утверждения, вам нужно держать в уме их влияние на шкалу «Достоверности» (и другие шкалы).

Третий аспект, с которым придётся столкнуться, — это общая правдоподобность профиля. И я сейчас не о том, чтобы он не оказался «плавающим» или «утопленным», хотя это тоже нужно учитывать. 

Здесь есть более сложная штука: нужно, чтобы профиль хоть как-то соответствовал вашим реальным личностным особенностям, иначе экспериментатор (психолог или сотрудник HR-службы, который будет делать расшифровку и интерпретацию СМИЛ) заподозрит неладное. 

Дело в том, что любой, хоть немного опытный, специалист может представить себе, как должен выглядеть ваш график СМИЛ, просто пообщавшись с вами (а то и вообще на основании наблюдения за тем, как вы этот тест проходите). 

Поэтому если вы — тревожный человек, а на профиле этой тревожности не будет видно, — вас с высокой вероятностью подвергнут дополнительному тестированию (с помощью других методик) или вообще откажутся от рассмотрения вашей кандидатуры. 

Именно этот аспект не позволяет полностью поручить подбор результатов компьютеру, поскольку профиль-то он нарисует по заданным параметрам, но целевые значения шкал всё-равно придётся подбирать вам. 

Как правильно пройти СМИЛ / MMPI, чтобы получить нужный результат

Опишу примерный алгоритм, выполняя который, вы сможете получить список ответов, дающих нужный вам рисунок профиля. 

1. Определите, какой именно тест вы проходите — СМИЛ, MMPI, ММИЛ или ещё какую-то разновидность. Дальнейший текст применим именно к СМИЛу (как самому распространённому в наших широтах), но с остальными общая канва будет аналогичной. 

2. Пройдите тест «по-честному», получите свой результат. Можете несколько раз — для надёжности. Запишите ответы на утверждения теста, которые дали в результате полученный профиль.

3. Составьте целевой профиль: посмотрите, по каким критериям не подходит ваш «настоящий профиль» (например, «слишком высокие показания по шкалам 4 и 9»), определите, значения каких шкал вам нужно изменить. 

4. Воспользовавшись ключами, которые я предлагаю в удобном для использования в этих целях формате, подберите нужные вам ответы. 

Запишите получившиеся ответы и пройдите тест ещё раз, чтобы убедиться, что вы нигде не ошиблись. 

Можно ли зааутсорсить эту процедуру?

Не знаю. Лично я могу помочь вам пройти тест СМИЛ с нужным результатом, но ваше присутствие всё-равно потребуется, причём на достаточно продолжительное время. 

Выглядеть это будет примерно так: 

1. Вы при мне проходите тест СМИЛ, мы подробно разбираем каждый вопрос в стиле «что имели ввиду авторы». Практика показывает, что вопросы составлены не слишком понятным образом, и исследуемые часто просто понимают их не так, как составители тест. Уже одно это может достаточно существенно поменять рисунок профиля (как правило, в сторону более нормативного). 

2. Я смотрю на вас, задаю некоторые вопросы и на основе этого формирую представления о том, какой рисунок профиля для вас будет одновременно и правдоподобным, и «подходящим» под ваши задачи (на менеджера проектов нужен один профиль, а на руководителя департамента — другой). 

3. Если получается составить целевой профиль, я подбираю ответы на утверждения, которые дают нужный рисунок. Далее вы заучиваете эти ответы и проходите тест с нужным вам результатом (рекомендую потренироваться). 

Кроме того, вы получите некоторые рекомендации относительно поведения в процессе эксперимента, которые позволят сделать более согласованными между собой ваши ответы и то впечатление, которое вы оставите у экспериментатора.

А как делать «по-нормальному», чтобы без подбора?

Единого чёткого алгоритма нет, но в общем виде решение видится так: 

1. Если у вас есть психическое заболевание (например, депрессия), пройдите лечение до состояния выздоровления / стойкой ремиссии. Диагнозов по СМИЛу не ставят, но психические расстройства могут влиять на рисунок профиля; 

2. Если есть какие-то психологические проблемы, которые отражаются на графике СМИЛа, пройдите курс психотерапии (направление — по вкуса, лишь бы результативной была).

Литература

Собчик Л. Н., Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (MMPI) Практическое руководство. — М.: Речь, 2007. — 224 с.

Виталий Лобанов
Виталий Лобанов

Комментарии закрыты.