Схемная терапия Янга

Общие сведения о схемной терапии Янга

Схемная терапия относится к так называемой когнитивно-поведенческой терапии третьей волны и представляет собой весьма удачный синтез психодинамики, КПТ и гештальта. Основной задачей при её создании Янг ставил преодоление ограничений традиционной КПТ.

Дело в том, что при работе в русле КПТ Бека делается целый ряд допущений относительно свойств и характеристик клиента/пациента (далее будем для краткости называть их клиентами), которые далеко не всегда выполняются.

Первое и, пожалуй, главное допущение заключается в том, что клиент вообще будет соблюдать протокол лечения: регулярно посещать сессии, выполнять домашние задания, сотрудничать с терапевтом и рассказывать ему о своих переживаниях.

Второе, более техническое, допущение касается способности клиента идентифицировать и отслеживать эмоции и когниции: в КПТ считается, что после непродолжительной тренировки человек сможет ясно и четко назвать эмоции, которые он испытывает в сложной ситуации, и мысли, которые его при этом посещают.

Третье допущение уместнее назвать верой: КПТ-шники верят в то, что путём диспутов с негативными мыслями и поведенческих техник можно изменить характер мыслитеьной деятельности клиента, способы, которыми он производит структурирование реальности, и его итоговое поведение.

Собственно, любому, кто хоть немного пробовал заниматься КПТ (или проходить терапию в рамках этого подхода), очевидно, что эти допущения выполняются далеко не всегда.

Я, например, не могу идентифицировать эмоции, один из моих клиентов не соблюдал протокол терапии, постоянно срывая под разными предлогами выполнение домашних заданий, другая клиентка пропускала сессии, да и диспуты, по моим наблюдением, далеко не всегда приводят к изменению способа мышления клиента.

И традиционная КПТ ничего толком не говорит о том, что с этим всем делать. Точнее, говорит, но лично мне не удалось применить эти рекомендации на практике. Это, конечно, больше про мои недостатки, чем про слабость инструмента, но для таких, как я, Янг и создал свою терапию, в которой подобные проблемы решаются значительно проще, быстрее и понятнее.

Итак, как я уже сказал выше, схемная терапия — это интегративный подход. Лично я тут счиаю, что это даже в большей степени психодинамика, чем КПТ (и со мной согласен, например, Гарретт, простите за ссылку на авторитеты), но это дело вкуса.

Давайте рассмотрим основные положения схемной терапии, и всё сразу станет ясно:

1. В схемной терапии постулируется существование схем — устойчивых конструкций, которые определяют способы мышления, поведения и реагирования человека. Ниже мы поговорим о них подробнее.

2. В схемной терапии считается, что эти самые схемы формируются в раннем детстве (или в подростковом возрасте, но такие схемы менее устойчивы) в процессе взаимодействия ребенка со Значимыми Другими. Ничего не напоминает?

3. В схемной терапии очень большое внимание уделяется анализу отношений клиента и терапевта (которые стыдливо не называют переносом и контрпереносом, и в которых проявляются схемы клиента и терапевта).

4. В схемной терапии считается, что КПТ-шные методы (диспуты, поведенческий эксперимент и т.д.) — это клёвый инструмент, чтобы быстро снять остроту проявления проблемы, но для проведения глобальных изменений нужна работа с эмоциями, в процессе которой клиент свяжет воедино все компоненты схемы и сможет эмоционально её переработать (кто сказал «инсайт»?).

Я выше писал про гештальт, и внимательный читатель может спросить меня: «При чем тут он?» На это я отвечу, что, по моему мнению, все более-менее глубокие гештальтистские техники тоже так или иначе базируются на психодинамике и являются попыткой структурировать и сделать управляемым процесс анализа переноса, раннего опыта и прочих категорий, отсылающих нас к дедушке психоанализа. Разумеется, я не ставлю знака равенства между схемной терапией и психодинамикой (или между ней и гештальтом), мой тезис состоит в том, что она (схемная терапия) создана фактически выполняет задачу трансформации искусства психоаналитика в ремесло. И это клёво!

Итак, про терапию поговорили, теперь время сказать несколько слов о самих схемах.

Схемы

Как ни странно, но центральным понятием схемной терапии являются схемы. Схема — это такая психическая конструкция, в которую входят воспоминания, мысли, эмоции и телесные ощущения. И не просто входят, а хитрым образом взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Схема формируется где-то в ранней истории жизни индивидуума (как правило, в детстве, но может и позже, и тут мы видим серьёзный апгрейд по сравнению со многими психодинамическими школами) как реакция на некоторые события или феномены отношений со значимыми для этого человека людьми.

Давайте для простоты ограничим наши изыскания дезадаптивными схемами, т.е. такими, которые по какой-то причине мешают жить клиенту, делают его жизнь менее приятной, его — менее продуктивным, несчастным и т.д. Янг говорит, что существуют и адаптивные схемы, но там работает принцип «не нужно чинить то, что не сломалось», поэтому мы просто будем помнить о том, что они есть, но под «схемами» здесь и далее станем подразумевать именно дезадаптивные схемы.

Так вот, возникают они как реакция (и шире — как способ адаптации) ребенка (или подростка, но мы будем говорить о детях) к неблагоприятным условиям. В детстве, возможно, такая схема даже помогает субъекту справиться с дистрессом, но с возрастом адаптивность её снижается.

Например, если ребенка постоянно сравнивают с другими детьми (или с собой в его возрасте), то у него может сформироваться схема Неуспешности. А если с ним играют и взаимодействуют только при условии выполнения им определенных требований, то Покинутости / Нестабильности. И так далее.

Чем опасны схемы? Во-первых (и тут видны КПТ-шные корни), тем, что они искажают восприятие субъектом реальности. Человек начинает избирательно фильтровать факты таким образом, чтобы принимать те, которые подтверждают его схему, и «не замечать» тех, которые могли бы ей противоречить. С ярким примером такого избирательного восприятия вы можете ознакомиться в комментариях к моей статье про потерю работоспособности.

Во-вторых, тем, что схема заставляет человека выбирать неадаптивные модели поведения (заметьте: само поведение в схему не входит, оно является реакцией на схему). Об этом чуть более подробно поговорим далее.

В-третьих, тем, что схема, будучи активированной, мешает не только рациональному восприятию ситуации, но и искажает эмоции и даже телесные ощущения. А эмоции — довольно мощная штука, которая может привести к тому, что человек начнёт творить всякое деструктивное.

Активация схем

Сами по себе, схемы не опасны. В том смысле, что если у человека есть какая-то схема, или даже целый их набор, то вовсе не факт, что эта схема будет ему мешать жить. Они, схемы, могут довольно долго «дремать» в человеке, не внося никаких изменений в его жизнь до тех пор, пока некое событие не активирует соответствующую схему.

Например, человек со схемой Неуспешности может вполне неплохо учиться в университете, но, попав на работу к авторитарному и властному руководителю, который будет у него ассоциироваться с фигурой критикующего отца, «сломаться» — начать совершать глупые ошибки, впадать в ступор при принятии решений, отказываться от карьерных возможностей, проявлять неконструктивное отношение к риску (в ту или другую сторону) и т.д.

И проблема будет как раз в том, что, в принципе, весьма способный субъект станет совершенно некомпетентным, как будто специально проваливая задания и упуская возможности.

Самоподдерживающиеся схемы

Фишка в том, что схемы обладают способностью поддерживать сами себя. Вообще, все действия и мысли человека по отношению к схеме можно поделить на две категории: те, которые схеме противостоят, и те, которые схему поддерживают. Нейтральных нет.

Примером самоподдерживающей схемы может являться человек из примера выше (который про Неуспешность): он считает себя неспособным справиться с должностью руководителя отдела, поэтому сознательно или бессознательно саботирует любые возможности её получить, после чего гнобит себя за отсутствие карьерных успехов, тем самым укрепляя схему Неуспешности. Такой вот порочный круг.

С другими схемами дело обстоит так же.

Реакция на схемы

Как уже было сказано выше, сами по себе, схемы не включают поведение. Поведение является (не всегда) реакцией на схему. Запуск дезадаптивной схемы — довольно неприятная для психики штука, и она, психика, старается как-то отреагировать на включение схемы.

Существует всего три варианта реагирования: капитуляция, избегание и гиперкомпенсация. И все они деструктивны.

При капитуляции человек просто соглашается с ролью и переживаниями, навязанными схемой, не пытаясь сопротивляться, даже если у него есть такая возможность. Например, субъект со схемой Покинутости / Нестабильности может никак не пытаться удерживать своего сексуального партнёра (чем, в свою очередь, увеличивать вероятность расставания), несмотря на то, что для него это самое расставание будет очень тяжелым. Студент со схемой Неуспешности «забьёт» на учёбу, считая, что всё равно он ничего не может достичь, чем, весьма вероятно, укрепит свою схему.

При избегании субъект действует иначе — он просто старается не попадать в зону действия триггеров, которые могли бы запустить его схему. Например, вообще избегает романтических отношений, чтобы его не бросили. Или поступает на обучение по заведомо невостребованной специальности, чтобы возможной конкуренции.

При гиперкомпенсации зачастую человек ведёт себя агрессивно и этим снижает свою адаптивность. Например, первым бросает партнёра, чтобы тот не мог бросить его. Или уходит с головой в работу, надрывается и к тридцати годам вообще теряет работоспособность.

Поэтому задачей терапевта и клиента является формирование эго-дистонности по отношению к схеме, чтобы человек смог вырваться за пределы указанных трёх стратегий и выбрать поведение, направленное на разрушение схемы.

Режимы функционирования

В схемной терапии выделяются три возможных режима функционирования психики — Ребёнок, Взрослый и Родитель (привет Берну!). Режимы — это такие устойчивые эмоциональные состояния, которые связаны со схемами и стратегиями их преодоления. Янг выделяет следующие режимы:

==== Детские режимы====
Уязвимый ребёнок
Сердитый ребёнок
Разгневанный ребёнок
Импульсивный ребёнок
Необузданный ребёнок
Счастливый ребёнок

====Дезадаптивные копинговые режимы===
Послушный капитулянт
Отстранённый защитник
Отстранённый самоутешитель
Высокомерный самовозвеличиватель
Агрессивный задира

====Дисфункциональные родительские режимы====
Наказывающий родитель
Требовательный родитель

====Режим здорового взрослого====
Здоровый взрослый

Из них здоровыми и адаптивными являются только два: Здоровый взрослый и Счастливый ребёнок (обратите внимание на то, что адаптивных родительских режимов не существует).

В процессе работы с клиентом можно установить контакт с его отдельными частями (режимами) так, как если бы они были отдельными субличностями.

Про субличности

Мне очень понравилась концепция Янга, объясняющая феномен диссоциации. В отличие от той же Мак-Вильямс, которая выводит диссоциативное расстройство из некорректно работающей психологической защиты по типу диссоциации, Янг говорит о режимах.

Согласно Янгу, режимы есть у всех, различна лишь их степень обособления. Он представляет некий непрерывный отрезок, на одном полюсе которого находится здоровый человек, а на другом — Билли Миллиган. А все остальные — где-то между, ближе к одному или другому. Субличности при ДРИ воспринимаются как режимы, а режимы при пограничном расстройстве могут быть проинтерпретированы как субличности (по крайней мере, для целей практической работы с ними).

Таким образом, мои странные расчетверения можно объяснить как переключения дисфункциональных режимов. Почему это хорошо? Потому, что даёт ответ на вопрос о том, целесообразно ли убить Четверых во имя одного. Ответ прост: вопрос не имеет смысла, т.к. одного всё равно создать не получится, хотя бы Здоровый врослый и Счастливый ребёнок должны остаться.

Фишка в том, что все Четверо являются чем-то дисфункциональным, и, если немного подумать, то можно провести и прямые соответствия: Шизоид — это Требовательный родитель (и Отстранённый защитник), Психопат — это Разгневанный ребёнок, Истеричка — это Высокомерный самовозвеличиватель, а Ребёнок — это Уязвимый ребёнок. Всё просто.

Это не значит, что мне доступны только эти режимы, но по каким-то причинам они являются самыми ярко выраженными и имеющими наибольшую степень автономности от остальных.

Виды схем

Теперь, после того, как мы поговорили о том, что такое схемы, что в них плохого, зачем они нужны, и как они на нас влияют, настало время перечислить их поименно.

Итак, Янг выделяет следующие 18 ранних дезадаптивных схем:

====Нарушение связи и отвержение====
1. Эмоциональная депривированность — Emotional Deprivation — ed
2. Недоверие / Ожидание жестокого обращения — Mistrust/Abuse — ma
3. Подавление эмоций — Emotional Inhibition — ei
4. Дефективность / Стыд — Defectiveness/Shame — ds
5. Социальная отчуждённость — Social Isolation/Alienation — si

====Нарушение автономии и эффективности====
6. Зависимость / Беспомощность — Dependence/Incompetence
7. Покинутость / Нестабильность — Abandonment/Instability — ab
8. Уязвимость — Vulnerability to Harm or Illness — vh
9. Спутанность / Неразвитая идентичность — Enmeshment/Undeveloped Self — em
10. Неуспешность — Failure — fa
11. Покорность — Subjugation — sb

====Нарушение границ====
12. Привилегированность / Грандиозность — Entitlement/Grandiosity — et
13. Недостаточность самоконтроля — Insufficient Self-Control/Self-Discipline — is

====Чрезмерная ответственность и жёсткие стандарты====
14. Самопожертвование — Self-Sacrifice — ss
15. Жёсткие стандарты / Придирчивость — Unrelenting Standards/Hypercriticalness — us

====Схемы, не отнесённые к группам====
16. Поиск одобрения — Approval-Seeking/Recognition-Seeking — as
17. Негативизм / Пессимизм — Negativity/Pessimism — np
18. Пунитивность — Punitiveness — pu

Рассмотрим их подробнее.

Нарушение связи и отвержение

1. Эмоциональная депривированность — Emotional Deprivation — ed

Эта схема связана с ощущением того, что эмоциональные потребности человека не будут удовлетворены, что значимые другие будут холодны и безэмоциональны с ним. Существует три вида эмоциональной депривированности:

a. Депривация заботы: отсутствие внимания, тепла, нежности, привязанности.
b. Депривация эмпатии: отсутствие понимания со стороны партнёра, его самораскрытия, взаимной заинтересованности в делах друг друга.
c. Депривация защиты: поддержки со стороны окружающих, руководства со стороны значимых других.

Люди, у которых активна данная схема, обычно не осознают её наличие и считают, что до них просто никому нет дела. Они стесняются говорить о себе, считают себя незаметными «серыми мышками».

Такие люди испытывают чувство «Брошенного ребёнка». Эта схема часто возникает на фоне эмоционального отстранения и холодности родителей, особенно матери. Таких детей реже брали на руки, реже с ними играли и разговаривали.

Пример капитуляции перед схемой: человек выбирает себе холодных, безэмоциональных партнёров и молча терпит их холодность. Особенно это касается близких отношений. Часто такая стратегия реализуется в рамках романтических / сексуальных отношений (то самое «я его люблю, а он на меня внимания не обращает»).

Пример стратегии избегания: просто избегаем всяческих близких отношений по принципу «нет отношений — нет проблем в отношениях». Отказ от близости с целью гарантированно защитить себя от холодности партнёра.

Пример гиперкомпенсации: постоянные требования обратить на себя внимание. Может выражаться как достаточно конструктивно («давай сегодня сходим в кино, завтра кататься на лошадях, послезавтра в поход, и неважно, что у тебя завал на работе, я хочу проводить время с тобой»), так и деструктивно — гиперкомпенсирующий эту схему человек может нарываться на скандал, бессознательно считая, что ссора — это тоже такое проявление внимания.

2. Недоверие / Ожидание жестокого обращения — Mistrust/Abuse — ma

Проявляется в болезненном ожидании абьюза и беспокойстве о том, что другие люди собираются воспользоваться субъектом. Такой человек будет бояться, что его обманут, предадут, «поматросят и бросят». Он опасается, что другие намеренно хотят причинить ему боль. Часто такой человек считает себя патологически невезучим.

Эта схема часто препятствует построению близких отношений, поскольку они не возможны без доверия, а человек, у которого она активна, не способен доверять.

Пример капитуляции перед схемой: субъект выбирает себе партнёров, склонных к абьюзу («бьёт — значит любит», «я — мужняя жена, он меня не насилует, а берёт своё»). Причем часто бывает так, что, устав от постоянного абьюза, человек меняет партнёра на… следующего абьюзера.

Пример стратегии избегания: человек никому не верит, вообще не вступает в близкие отношения, ко всем и всему относится с недоверием, боится, что его обманут, предадут, и поэтому постоянно находится в состоянии закрытости и готовности дать отпор, не сближаясь ни с кем.

Пример гиперкомпенсации: здесь, чтобы не стать жервтой абьюза, человек сам совершает абьюз по принципу «бей первым». Интересно, что такой субъект весьма вероятно выберет себе человека с этой же схемой, но с другим копингом — капитуляцией. В такой паре и агрессор, и жертва будут находиться под влиянием одной и той же схемы, но использовать разные копинги. Подобные союзы могут быть достаточно устойчивыми.

3. Подавление эмоций — Emotional Inhibition — ei

Эта схема связана с тем, что человек старается сдерживать проявление своих эмоций — потому, что считает их проявлением слабости, или наоборот — потому, что опасается того вреда, который эти эмоции могут нанести близким.

Обычно речь идёт о сдерживании гнева и недовольства, но действие схемы может распространяться и на другие эмоции, лишая человека спонтанности и непосредственности.

Пример капитуляции перед схемой: подчеркнуто спокойное, холодное, отстранённое поведение, которое субъект старается демонстрировать в любых ситуациях, даже там, где это может быть неуместно (например, на похоронах, во время ссоры и т.д.)

Пример стратегии избегания: просто не участвует в любых ситуациях, где предполагается выражение эмоций — избегает споров и скандалов, не ходит на праздники, не общается по душам.

Пример гиперкомпенсации: старается быть «душой всех вечеринок», неуклюже и неуместно выражает свои эмоции даже там, где это может быть неуместно, что выглядит деланно и неестественно.

4. Дефективность / Стыд — Defectiveness/Shame — ds

Эта схема проявляется в том, что человек чувствует себя ущербным, неправильным, греховным, нежеланным. Может приводить к повышенной чувствительности к критике, страху отвержения. Для таких людей характерны самокопания, постоянные сравнения себя с другими (не в свою пользу, разумеется), стыд. Причем стыдятся такие люди не только того, что может стать достоянием общества (внешности, поведения), но и сугубо внутренних вещей, например, определённых мыслей.

Пример капитуляции перед схемой: субъект выбирает друзей и партнёров, склонных к проявлению сарказма, критики и даже унижения. Общается с теми, кто постоянно указывает ему на его несовершенство, недостатки, неполноценность.

Пример стратегии избегания: просто не высказывает своих истинных мыслей, прячет эмоции, старается казаться другим человеком, чтобы его не могли раскритиковать («если им не показать, кто я, они не узнают о моей неполноценности»).

Пример гиперкомпенсации: субъект старается казаться совершенным, попутно критикуя и отверная других за их реальные или воображаемые недостатки («Все гомосексуалисты, а я — д´Артаньян»).

5. Социальная отчуждённость — Social Isolation/Alienation — si

Ощущение одиночества, изолированности, инаковости, фундаментальных отличий от других, а также того, что эти отличия будут препятствовать интеграции в какие-либо сообщества.

Пример капитуляции перед схемой: в любых социальных ситуациях субъект фокусируется на своих отличиях от других, чувствует себя чужим, неуместным, неподходящим.

Пример стратегии избегания: человек старается в принципе не попадать в ситуации социального взаимодействия, избегать собраний и даже просто скоплений людей.

Пример гиперкомпенсации: использует стратегию «хамелеона», полностью мимикрируя под усреднённого члена группы, теряя индивидуальность.

Нарушение автономии и эффективности

6. Зависимость / Беспомощность — Dependence/Incompetence — di

Эта схема характеризуется ощущением беспомощности, неспособности справиться даже с самыми простыми ситуациями, потребностью в опоре на других, необходимостью переложить на кого-нибудь ответственность.

Такие люди очень часто просят о помощи даже в тех ситуациях, справиться с которыми они объективно способны. Им просто кажется, что у них не хватает ресурсов, компетентности, неподходящие личностные качества и прочие поводы отказаться от самостоятельного решения проблем.

Пример капитуляции перед схемой: все жизненно важные решения (карьерные, финансовые, матримониальные и другие) перекладывает на значимых других (родителей, супруга).

Пример стратегии избегания: избегает ситуаций, которые могут бросить ему вызов (например, требующих освоения новых навыков или принятия решений). Такой человек откажется от выгодного вложения денег в ценные бумаги не потому, что боится риска или не понимает эффективности финансового инструмента, а потому, что просто не хочет принимать решение.

Пример гиперкомпенсации: принципиально отказывается от помощи других даже там, где попросить её было бы уместно (пример — «сильная и независимая женщина с сорока кошками» в плохом смысле этого выражения).

7. Покинутость / Нестабильность — Abandonment/Instability — ab

Такой человек ожидает, что значимые люди непременно исчезнут из его жизни — жена уйдёт, друзья забудут и т.д. Они очень боятся остаться одни, им постоянно кажется, что близкие вот-вот покинут их, перестанут их понимать и поддерживать, что вызывает тревогу и другие неприятные ощущения.

Близкие могут восприниматься как непредсказуемые и эта непредсказуемость будет ещё больше усиливать тревогу.

Такие люди могут начать третировать близких по поводу даже самых непродолжительных и адекватных расставаний («ты бросил меня, когда ушёл утром на работу»), чем часто вызывают негативную реакцию со стороны близких и реальное отвержение (кому ж хочется, чтобы его постоянно «пилили»).

Пример капитуляции перед схемой: выбирает партнёров, не способных выполнять обязательства и хранить верность в отношениях.

Пример стратегии избегания: избегает близких отношений, опасаясь быть преданным или покинутым. «Если у меня нет партнёра, он не сможет ни изменить мне, ни оставить меня».

Пример гиперкомпенсации: навязчиво липнет к партнёру, «душит его любовью», при этом яростно критикуя его за любую реальную или воображаемую провинность. Привязывает партнёра к себе всеми доступными способами — от секса и брачного контракта до ведения совместного бизнеса или принятия совместных обязательств (например, ипотеки).

8. Уязвимость — Vulnerability to Harm or Illness — vh

При действии этой схемы у человека появляется ощущение того, что с ним или его близкими непременно произойдёт что-то ужасное, такое, чему нельзя противостоять, с чем невозможно справиться, чего нельзя избежать.

Часто под воздействием этой схемы человек упускает различные возможности.

Пример капитуляции перед схемой: постоянно выискивает в новостях сообщения о различных катастрофах, эпидемиях, терактах и прочем. Находится в напряженном ожидании того, что что-то подобное произойдёт с ним или его близкими.

Пример стратегии избегания: избегает ситуаций, которые представляются ему потенциально небезопасными (даже если объективно они таковыми не являются).

Пример гиперкомпенсации: действует опрометчиво, как будто не замечая опасных последствий своих действий.

9. Спутанность / Неразвитая идентичность — Enmeshment/Undeveloped Self — em

Эта схема определяет проблемы с сепарацией и указывает на чрезмерное эмоциональное вовлечение в жизнь значимого другого. В отношениях с другими такой человек проявляет симбиотические тенденции, часто бывает убеждён, что не сможет выжить без партнёра.

Пример капитуляции перед схемой: человек всё рассказывает своим родителям (даже будучи взрослым), «живёт своим партнёром».

Пример стратегии избегания: избегает близких отношений, стараясь сохранять подчёркнутую независимость.

Пример гиперкомпенсации: противоречит значимым другим во всём, просто ради самого факта противоречия, даже когда в этом нет никакого смысла («назло бабушке отморожу уши»).

10. Неуспешность — Failure — fa

Убеждённость человека в том, что он не достиг, не достигнет и/или принципиально не способен достигнуть того уровня успеха, который харатерен для других представителей его социальной группы. Такой человек считает себя бесталанным, скучным, безобразным и т.д. И эти качества, по его мнению, мешают достижению успеха.

Пример капитуляции перед схемой: работает, спустя рукава, срывает сроки, совершает глупые ошибки, демонстрирует невнимательность и некомпетентность.

Пример стратегии избегания: прокрастинация, избегание любых вызовов, связанных с профессиональной или учебной деятельностью.

Пример гиперкомпенсации: уходит с головой в погоню за достижениями, загоняет себя, становится «ботаником» или трудоголиком. Достижения заменяют ему близкие отношения и другие сферы жизни.

11. Покорность — Subjugation — sb

Эта схема проявляется в том, что человек предпочитает соглашаться с другими во всём, чтобы избежать нежелательных последствий. Такое соглашательство может достигать уровня подчинения.

Под действием этой схемы человек позволяет другим контролировать себя, чтобы избежать их гнева или возможности быть покинутым. Ему кажется, что его мнение и потребности несущественны, что ими можно пренебречь.

Часто такое поведение приводит к накоплению гнева и других отрицательных эмоций, что, в свою очередь, может вызывать внезапные и непредсказуемые вспышки агрессии.

Пример капитуляции перед схемой: позволяет другим управлять ситуацией и даже собственной жизнью.

Пример стратегии избегания: избегает ситуаций, в которых может появиться конфликт интересов с другими людьми.

Пример гиперкомпенсации: бунт и неповиновение не ради достижения каких-то конкретных целей, а просто из принципа.

Нарушение границ

12. Привилегированность / Грандиозность — Entitlement/Grandiosity — et

Под действием этой схемы человек считает, что общепринятые правила и условности на него не распространяются, что он заслуживает особого отношения просто потому, что он — это он. При этом он абсолютно не принимает во внимание реалистичность своих притязаний.

Он стремится к демонстрации своего превосходства над окружающими, пытается их контролировать и подчинять, проявляет излишнюю соревновательность, отрицает собственные недостатки.

Пример капитуляции перед схемой: субъект принижает остальных, открыто игнорирует общепринятые правила, хвастается собственными достижениями (или теми, которые он приписывает себе).

Пример стратегии избегания: избегает ситуаций, в которых он — обычен, не имеет превосходства над другими. Например, добившись успеха в любительском спорте, он не перейдёт в профессиональную лигу. Не потому, что не хватит способностей, а потому, что там он будет одним из многих, в то время, как в среде любителей — он звезда.

Пример гиперкомпенсации: уделяет чрезмерное внимание потребностям других.

13. Недостаточность самоконтроля — Insufficient Self-Control/Self-Discipline — is

Под действием этой схемы человек испытывает сложности с тем, чтобы делать то, что нужно, а не то, чего ему хочется. Он испытывает сложности с долгосрочным планированием и с тем, чтобы вообще придерживаться какого-либо заранее заданного плана, его поведение импульсивно, подвержено сиюминутным колебаниям.

Он легко отвлекается и не выносит монотонной работы. Ему трудно сосредотачиваться в течение долгого времени на одной и той же задаче. Он легко пасует перед малейшими неудачами.

Пример капитуляции перед схемой: человек очень быстро сдаётся, даже при выполнении самых элементарных задач, если не удается достичь успеха с первого раза.

Пример стратегии избегания: избегает работы (той, которую нужно делать, а не той, которую бы хотелось выполнять) и ответственности.

Пример гиперкомпенсации: чрезмерно контролирует себя, старается формализовать свою жизнь и управлять всем, даже в мелочах.

Чрезмерная ответственность и жёсткие стандарты

14. Самопожертвование — Self-Sacrifice — ss

Здесь человек добровольно жертвует своими интересами во имя чужих. Обычно он считает, что те, чьи потребности он удовлетворяет, слабее него. Удовлетворение собственных потребностей он считает проявлением эгоизма и винит себя за него.

Со временем это приводит к тому, что человек начинает раздражаться на тех, чьи потребности он удовлетворял в ущерб своим собственным.

Пример капитуляции перед схемой: всё делает для других, не требуя ничего взамен. Это часто проявляется в отношении с детьми или романтическими партнёрами.

Пример стратегии избегания: старается не попадать в ситуации, в которых он мог бы дать что-то или что-то получить: не дарит и не получает подарки, избегает дружеских отношений и т.д.

Пример гиперкомпенсации: старается давать другим как можно меньше (в финансовом, эмоциональном и других аспектах).

15. Жёсткие стандарты / Придирчивость — Unrelenting Standards/Hypercriticalness — us

Эта схема проявляется в убеждённости в том, что каждый должен стараться на пределе своих возможностей и прикладывать неимоверные усилия, чтобы соответствовать неким внутренним стандартам, которые бывают неадекватно жёсткими.

Такой человек всегда думает о том, что нужно было сделать лучше, что он выполнил действие недостаточно хорошо, что можно было бы достичь большего, приложи он достаточные усилия.

Он постоянно находится под давлением, не позволяя себе отдохнуть, вязнет в своём перфекционизме.

Эта схема очень мешает формированию адекватной самооценки.

Пример капитуляции перед схемой: страдает перфекционизмом, тратит огромное количество времени и ресурсов на попытки достичь совершенства.

Пример стратегии избегания: избегает ситуаций, в которых он может быть оценён (например, соревнований, конкуренции), прокрастинирует.

Пример гиперкомпенсации: вообще не заморачивается соблюдением каких-либо стандартов, выполняет все задачи по принципу «пофиг, и так сойдёт».

Схемы, не отнесённые к группам

16. Поиск одобрения — Approval-Seeking/Recognition-Seeking — as

Под действием этой схемы человек человек испытывает чрезмерную потребность в одобрении, внимании и принятии со стороны других. Он стремится подстроиться под нужды окружающих, часто ценой потери собственной индивидуальности.

Самооценка такого человека зависит, в первую очередь, от мнения о нём других. Он начинает придавать чрезмерное значение различным внешним атрибутам (то самое «купить самый большой и самый черный джип»).

Часто под влиянием этой схемы человек принимает даже важные стратегические решения не исходя из собственных потребностей, а стремясь получить одобрение со стороны окружающих.

Пример капитуляции перед схемой: действует, ориентируясь на впечатление, которое он произведет на других, а не на собственные интересы.

Пример стратегии избегания: старается не взаимодействовать с теми, чьё одобрение он хотел бы получить, поскольку боится, что не получит.

Пример гиперкомпенсации: либо намеренно действует так, чтобы вызвать порицание со стороны значимых других, либо просто остаётся в тени даже в тех ситуациях, когда мог бы действовать и заслужить одобрение.

17. Негативизм / Пессимизм — Negativity/Pessimism — np

Человек с этой схемы постоянно ожидает, что всё в его жизни пойдёт не так. Он не замечает положительных проявлений действительности, фокусируясь на негативных. Часто такие люди отличаются сверхбдительностью и повышенной тревожностью, неспособностью получать удовольствие от жизни.

Пример капитуляции перед схемой: фокусируется на негативных аспектах во всех ситуациях, игнорирует позитивные, постоянно тревожится, действует с чрезмерной осторожностью.

Пример стратегии избегания: употребляет алкоголь и / или наркотики, чтобы сбежать от негативных впечатлений и эмоций.

Пример гиперкомпенсации: проявляет чрезмерный оптимизм, экзальтированность, не воспринимает негативные стороны явлений, не замечает плохого в ситуациях и людях.

18. Пунитивность — Punitiveness — pu

Убеждение в том, что любой проступок должен повлечь за собой наказание, что за совершение ошибок (даже непреднамеренное) требуется карать со всей строгостью. Такой человек агрессивен и нетерпелив, он не умеет прощать ни себя, ни других.

Пример капитуляции перед схемой: человек действует в обвинительном ключе, стремится к наказанию и самонаказанию за любой проступок, не прощает даже самых мелких ошибок, не принимает никаких оправданий. Даже если работник опоздал по причине ядерного взрыва в городе, руководитель, капитулировавший перед своей схемой пунитивности, оштрафует его, а, возможно, даже уволит.

Пример стратегии избегания: тут всё просто — субъект по максимуму ограничивает круг социальных контактов, опасаясь, что его могут в чем-то обвинить, отказывается от деятельности по принципу «как бы чего ни вышло», не вступает в близкие отношения, чтобы не обвинять партнёра.

Пример гиперкомпенсации: человек — сама кротость, доброта и всепрощение. Оправдывает даже самых отъявленных негодяев, всегда пытается найти объяснение и оправдание даже тем поступкам, которые его обижают, оскорбляют или иным образом вредят.

Диагностика схем

Процесс выявления схем, режимов и копингов — довольно сложная штука, которую терапевт должен провести вместе с пациентом, и которая порой требует достаточно долгого времени.

Для упрощения этой задачи Янг и составил свой опросник YSQ-S3R, однако это не означает, что прохождение этого теста может заменить работу с терапевтом, о чём сам Янг довольно часто упоминает (может получится так, что тест не покажет некоторые схемы, которые увидит терапевт).

Литература

1. Young, Jeffrey E., Schema therapy : a practitioner’s guide / Jeffrey E. Young, Janet S. Klosko, Marjorie E. Weishaar. 2003
2. Касьяник П.М. Диагностика ранних дезадаптивных схем / П. М. Касьяник, Е. В. Романова. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. — 152с.

Виталий Лобанов
Виталий Лобанов

Комментарии закрыты.