Про социальный танец

Забавное наблюдение: социальные правила межличностной коммуникации похожи не только на брачные танцы птиц (извините, без точных ссылок на Лоренца или Морриса, не к ночи будь помянуты, но где-то там про это было), но и на архаичные ритуалы инициации.

Существует (в голове у большинства индивидуумов, а также в виде некоего неозвученного социального консенсуса) наборы правил для стандартных распространённых актов коммуникации. Отбросим сразу высокоформализованные процедуры вроде покупки хлеба в магазине (просто за неинтересностью).

В межличностном общении, особенно на этапе от «первоначального установления контакта» до «формирования относительно устойчивой межличностной структуры» правила предписывают контрагентам определённое поведение.

Любители этологии человека часто указывают на то, что неумение соблюдать эти правила якобы в силу эволюционных механизмов, ставит индивидуума в сложную ситуацию непринятия второй стороной (или локальным сообществом).

Но я хочу поговорить о другом: о том, что полное и неукоснительное соблюдение этих же правил ставит его точно в такую же ситуацию. Многие травматики, имея искажённые представления о том, что «быть хорошим — это выполнять предъявляемые требования и условия» фейлятся на этом этапе именно в следствие своего желания понравиться.

При чём тут архаичные обряды? Мне кажется, ситуация похожая: у детей есть, помимо общеплеменных табу, свои детские (пережитком которых и являются любимые всеми бабайки, коими многих из нас пугали в детстве).

Во время обряда инициации, целью которого, собственно, является помощь мальчику (простите гендерный шовинизм, на них удобнее рассматривать) выйти из группы мальчиков в группу мужчин. И, среди прочего, важным аспектом этого действа является этап нарушения детских табу и принятие последствий этого.

Тут можно начать разговор о том, что принятие ответственности — это вообще одна из ключевых черт зрелости, и это является тренировкой нетренеруемого, но мы пока не пойдём туда, а сосредоточимся на самом факте: для выхода за пределы своего статуса табу нужно не только соблюдать (какое-то время), но и нарушить.

Вот тут и начинаются проблемы: подгоняемый жаждой условного (а другого он зачастую просто не знает) принятия, травматик до последнего соблюдает правила социального танца, не понимая, что в самой структуре этих правил есть непроговорённое ожидание их нарушения.

И если брать аналогию с брачным танцем павлинов (которая не моя, но мне пофиг), то он выбывает из обоймы переходящих на следующий уровень сближения ровно в том же ключе, как если бы он продемонстрировал неумение эти правила соблюдать. Просто он отсеивается не на первой выбраковке, а на второй.

Мальчик, сливший инициацию либо умерщвлялся (в более ранней истории), либо становился посмешищем и изгоем для всего племени.

В современном обществе человек, не продемонстрировавший способности выходить за общекультуральные нормы межличностного общения, зачастую лишается возможности развития отношений (в широком смысле слова), в рамках которых это общение происходит.

Это не призыв воровать, убивать и что-либо делать с гусями, это лишь приглашение задуматься, что в сложном социальном танце современного человека важны обе составляющие: надо как показать, что ты способен видеть, распознавать и придерживаться неписанных правил, так и то, что ты наделён достаточной волей и зрелостью, чтобы их нарушить и понести за это ответственность.

Правила, которые надо нарушить? Что за хрень? Эволюция, ты пьяна, иди домой…

Виталий Лобанов
Виталий Лобанов

Комментарии закрыты.